суббота, 9 февраля 2013 г.

постановление от 24 февраля 2009г. №11

0,53 Mb.Название1. Основные тенденции развития содержания образовательных программ и методов обучения в системе образования России с учетом особенностей ступеней образования России и их преемственностистраница1/4Дата конвертации31.10.2012Размер0,53 Mb.Тип   1       Материалы по анализу основных тенденций структурного, ресурсного развития содержания и методов образовательных программ системы образования РоссииАнализ основных тенденций развития содержания и методов образовательных программ системы образования России1. Основные тенденции развития содержания образовательных программ и методов обучения в системе образования России с учетом особенностей ступеней образования России и их преемственностиОдним из ведущих направлений модернизации образования является обновление содержания образовательных программ и методов обучения в системе отечественного образования. В среднесрочной перспективе развития страны решающим фактором становится уровень общей образованности населения. Качество человеческого капитала будет одним из самых значимых факторов экономического развития в долгосрочном плане. Интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им ранее исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с базовым уровнем образованности, творческими возможностями, способными переключиться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление. Консервировать даже то, что когда-то было лучшим в мире - значит, заведомо гарантировать отставание. Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим развития1. В лаконичном и сконцентрированном виде сущностную направленность модернизации образования определил Э.Днепров: «Суть предлагаемой модернизации образования и состоит в том, чтобы привести его в соответствие с запросами времени и потребностями общества, страны»2 Однако, в предложенной лаконичной формулировке отсутствует главное «звено» модернизации, его целеустремленная направленность: личность обучающегося, личность-гражданин, личность- член общества. Перед Россией стоит задача достижения приоритетности образования и превращения его в российском менталитете в ценность как стратегическая задача государственной политики, которая носит идеологический характер. Только при условии успешного решения данной задачи образование может выступить как подлинный ресурс повышения конкурентоспособности личности, общества и государства3. Недоучет стратообразующей функции образования как «социального лифта», обеспечивающего социальную, профессиональную и академическую мобильность личности, нередко приводит к росту сегрегации населения, социального и социально-психологического неравенства между людьми, к превращению образования в своего рода «социальный колодец». Различные социальные эффекты образования с особой отчетливостью проявляются в дошкольном образовании, общем школьном образовании, дополнительном образовании детей и подростков, а также в специальном компенсирующем образовании детей с физическими и психическими трудностями развития. В результате общество спрашивает с образования не только и не столько за его вклад в обучение детей, сколько за те негативные эффекты, которые являются следствием дефектов всех институтов социализации . В целях уменьшения описанных выше социальных рисков общественного развития необходим принципиально иной подход к созданию стандартов общего образования, поиском которого в течение многих лет обременено профессиональное педагогическое сообщество4. В числе основных направлений образовательной политики государством определено обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством5. В этом направлении предлагается принять следующие меры: PPPPPP принятие государственных стандартов общего образования; PPPPPP обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; экспериментальная отработка нового содержания общего образования; PPPPPP введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы; PPPPPP формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования; PPPPPP экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена и других форм контроля качества образования.Тенденции развития содержания образовательных программ в контексте разработки, принятия и внедрения государственных стандартов общего образования При выборе подходов к стандартам общего образования были проанализированы два смысловых и технологических варианта их разработке, отличающихся по структуре и содержанию. Первый: фиксация в качестве стандарта так называемого минимума содержания обучения, т.е. подробного перечня предметных тем, что влечен за собой жесткую регламентацию содержания школьного образования. Второй вариант делает упор на общие цели образования, разделы учебных дисциплин, требования к результатам обучения, при этом четко фиксируются деятельностные характеристики образовательного процесса, обеспечивающие необходимые компетенции детей «на выходе»6. Тенденция в ориентации стандартов на минимум содержания образования приводит не только к жесткому регламентированию образовательной деятельности, но и является одним из ведущих рисков, низводящих развитие образования к стагнации и дальнейшему застою, что в условиях поставленных задач модернизации является неприменимым вариантом действия. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования выделены следующие направленности использования стандартов как инструмента : реализации целей образования в интересах личности, общества и государства; обеспечения социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации; реализации государственной политики в сфере образования; организации и координации системы образования, служащим ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования; как средства: обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней и уровней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования; как нормативно-пра

1. Основные тенденции развития содержания образовательных программ и методов обучения в системе образования России с учетом особенностей ступеней образования России и их преемственности

1. Основные тенденции развития содержания образовательных программ и методов обучения в системе образования России с учетом особенностей ступеней образования России и их преемственности

Комментариев нет:

Отправить комментарий